В САЛОНАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА В КАНДЫАГАШЕ ДЛЯ УДОБСТВА ПАССАЖИРОВ РАЗМЕЩАЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАКЛЕЙКИ С QR-КОДОМ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА. О ТОМ, ЧТО ЭТО ИЗМЕНИТ, РАССКАЗАЛ ПЕРЕВОЗЧИК.
По словам директора ТОО «Фин-Люкс» Абылая Аманжол в 2024 году между ТОО «Фин-Люкс» и ТОО «Smart Avtobys Aktobe» был заключен договор по внедрению системы Smart Avtobys и ЭСОП, то есть электронной системы оплаты проезда, которую запустили в середине апреля текущего года. Электронное билетирование, которое внедряется в пилотном режиме, поможет выявить реальный пассажиропоток в общественном транспорте. А это позволит вывести денежные средства из теневого оборота и субсидировать перевозчиков.
«В перспективе, благодаря этой системе пассажиры будут видеть где едет нужный им автобус по приложению «Avtobys». Данная система прекрасно функционирует и в нашем областном центре. ЭСОП на внутригородских маршрутах позволяет быстро произвести оплату за проезд путем безналичного расчета. Кроме того, с помощью данной системы можно получать более подробные данные о количестве перевезенных пассажиров. Объем субсидирования зависит от количества перевезенных пассажиров. Как вы знаете, стоимость одной поездки составляет 100 тенге. Действуют льготы. Для инвалидов 1-ой, 2-ой группы, а также ветеранов Афганской войны – проезд бесплатный. Дети с 7-ми до 15-ти лет оплачивают 50 процентов от общей стоимости. Сегодня, в связи с активным использованием приложений, предназначенных для осуществления безналичного расчета за приобретаемые товары и полученные услуги, со стороны пассажиров резко возрос спрос на подобные методы расчета. Данная версия электронной системы требует некоторые доработки, над которыми в настоящее время проводятся необходимые работы. Стоит отметить, что заключение договора с этой компанией является исполнением наших обязательств перед Акиматом города Кандыагаш по договору на осуществление перевозок пассажиров и багажа на внутригородских маршрутах», — прокомментировал он.
Как известно, работа городского транспорта вот уже на протяжении долгих лет вызывает недовольство горожан. В соцсетях активно пишут о том, что в райцентре не решаются проблемы с транспортной доступностью. Большинство горожан жалуются на то, что в часы пик и после 7- ми вечера приходится ждать маршрутку около часа, порой добираться до дома пешком либо на такси. Причина – переполненные газели либо отсутствие транспорта. Особенно тяжело приходится тем, кто работает посменно.
На сегодняшний день на внутригородских маршрутах перевозки осуществляют 12 единиц транспортных средств. Но ежедневно из-за поломки, так как техника порядком изношена, на рейс выходят 7-8 газелей.
По данным руководства компании «Фин-Люкс», интервал между рейсами на маршруте №1 составляет 7 минут, на маршруте №2 составляет 15-20 минут. «Увеличение времени интервала между рейсами связано с малым количеством транспортных средств. В 2023 году внутригородские пассажирские перевозки осуществляло 19 единиц, однако с начала текущего года всего 12 единиц. Уменьшение количества транспортных средств на маршрутах связано с нерентабельностью. Это техническое состояние автотранспорта, состояние внутригородских автомобильных дорог, рост цен на автозапчасти и ряд других проблем. Нам нельзя опускать руки. Город не стоит на месте, население растет. Проблему общественного транспорта нужно решать. В случае субсидирования перевозчика со стороны государства в первую очередь появится возможность сохранить количество транспорта, с дальнейшим увеличением. Также, можно будет привлечь владельцев автобусов со стороны. В первую очередь необходимо положительно решить вопрос субсидирования. Субсидирование позволит возместить убытки, связанные с осуществлением перевозок. Прошло больше месяца со дня внедрения данного новшества. Я повторюсь что данный проект пилотный. Пока мы следим и проводим анализ», — поделился Абылай Аманжол.
По словам кондукторов маршрутной газели оплата как по QR-коду так и по расчету наличными не меняется. Для того, чтобы произвести оплату нужно всего лишь отсканировать QRкод при помощи своего смартфона.
Но пока не всем пассажирам удобно это новшество. Люди привыкли оплачивать наличными.
Мы распросили горожан о том, как они отреагировали на данное новшество:
Наталья Молчанова, жительница города:
— Я наклейку с QRкодом увидела в газели только недавно. К сожалению, наклейка в маршрутке была одна, если честно я ее увидела случайно. Хорошо что в это время людей в маршрутке было не так много. В часы пик воспользоваться этой наклейкой проблематично. Кстати, заметила что кондукторы не говорят о том, что оплату можно производить отсканировав QRкод.
Нурлан Айткулов, житель города:
—Вы и сами знаете о том, что в последнее время широко практикуется бесконтактная оплата. Сейчас мы таким образом платим не только за товары и услуги, но и оплачиваем проезд в общественном транспорте. Безусловно, это очень удобно. Я думаю, что горожане также, как и я поддерживают это новшество. Будем надеяться, что после внедрения электронной системы оплаты проезда, маршруты газелей будут признаны социально-значимыми и субсидированы. Главное то, чтобы все это было во благо горожан.
Айганша Буранкулова, жительница города:
—Я пенсионерка и не так часто сажусь на газель. В основном в гостиина базар отвозят дети. Конечно, я как и вы тоже пользуюсь мобильными приложениями. Правда, как оплачивать QR – я не знаю, не умею. Плачу наличкой. Я думаю, что у людей должен быть выбор. В будущем, если будут вводить карточки, как в Актобе, то я обязательно себе куплю.
Асель АДЕН