«Мұғалжар» районная общественно-политическая газета

ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛОВ НА БЛАГО СЛУЖБЫ

Первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники стальной магистрали. В предверии этого дня, журналисты газеты отправились в Кандыагашское эксплуатационное локомотивное депо. Это место, где рождается движение пассажирских и грузовых поездов. Сегодня в депо трудятся порядка 600 человек, в их числе около 400 работников локомотивных бригад.

СНАЧАЛА ВЕКА И ДО НАШИХ ДНЕЙ

В типичном, двухэтажном здании АБК, рядом с железнодорожным вокзалом, нас встретил председатель профсоюзного комитета данной организации Амангельды Жаксыбаев, который вкратце рассказал о трудовых буднях сотрудников. Административная часть депо занимается планированием, координацией и контролем работы технических и оперативных процессов. Здесь работают инженеры, менеджеры, бухгалтеры и другие специалисты. В момент нашего прибытия в офис, руководитель организации Турлан Бурамбаев находился на селекторном совещании. История локомотивного депо беретначаловдалеком1937 году. Тогда на станции Кандыагаш было построено временное локомотиворемонтное депо с небольшими цехами по ремонту типов «ангар», предохранительных клапанов, локомотивных цилиндров, датчиков давления. Среди оборудования был только один токарный станок. Спустя год было завершено строительство основного локомотивного депо с административным зданием и не большими ремонтными цехами.

В конце 30-ых годов на станции Кандыагаш совместно были созданы два паровозных депо и управление строительства №112, началось строительство на участке железной дороги Орск-Кандыагаш-Гурьев. Руководителем паровозного депо Кандыагаш был назначен Вакрячко. На его плечи легли самые болезненные решения вопросов организации работы нового учреждения, кадровой работы и др. Для запуска эксплуатации железной дороги Кандыагаш Гурьев, протяженностью 517 км, необходимо было ускорить подготовку паровозного хозяйства и обучить персонал изместного населения перевозкам грузов.

В 1963 году учреждение стало оборотным депо, а в 1970 году локомотивным депо на станции Кандыагаш. Он рассматривался как самый большой участок в плане обслуживания, из которого тепловозы шли в четырех направлениях: Никельтау-Орск, Алматы, Актобе, Гурьев-Мангышлак. В настоящее время в Кандыагашском эксплуатационном локомотивном депо филиала АО «КТЖ-грузовые перевозки» (ТЧЭ5 Кандыагаш) вместе с оборотным депо Никельтау и Айтеке би работают 570 человек. В инвентарном парке филиала зарегистрированы и функционируют тепловозы серии ТЭМ-2, 2ТЭ25КМ, а также серии Эволюшн. Эксплуатационное локомотивное депо Кандыагаш обслуживает локомотивные бригады Актобе-Кандыагаш, КандыагашНикельтау-Айтеке би-Арка-Тобол. Все пассажирские локомотивы оснащены системой «КЛУБ-У» (комплексное локомотивное устройство безопасности) и обслуживаются локомотивной бригадой ТЧЭ-5 Кандыагаш.

Работники стальной магистрали не только качественно выполняют поставленные задачи, но и активно участвуют по всех мероприятиях, праздниках, отличаются сплоченностью и заслуживают уважения среди железнодорожников. Ежегодно в Актюбинском отделении дороги в рамках молодежной политики проходит форум, в котором принимают участие молодежь организации в возрате до 30 лет. Действует Совет ветеранов ТЧЭ-5 Кандыагаш. В разные годы высшей отраслевой награды были удостоены такие работники депо, как Вячеслав Фролов, Кенжебай Майсутов, Александ Розенберг, Косберген Сарсембаев, Аралбек Джумаев, Тастайбек Молнизаров и Аргын Сергазин.

О БУДНЯХ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО

«Как и в любой работе, так и в нашей есть определенные трудности. Сейчас у нас не хватает локомотивных бригад. Раньше машинисты выходили на заслуженный отдых в 63 года, потом пенсионный возраст снизили до 59, затем до 57, сейчас машинисты выходят на заслуженный отдых в 55 лет. Идет массовый отток. Мы это называем естественным оттоком. Если раньше на пенсию уходили по 2-3 человека, то сейчас ежегодно уходят 17-20 человек. Сейчас вот слесарей переводим помощниками машиниста. Это старый советский метод. Кстати, машинист тепловоза – это единственная профессия, где нет женщин. В послевоенные годы, как вам известно, машинистами и помощниками машиниста работало много женщин. Но позже эту профессию внесли в перечень «особо тяжких или опасных для здоровья» и женщин перестали принимать на обучение. Ведь работа машиниста — это постоянные физические перегрузки. Кабина подвергается сильной вибрации, которую создают как движение поезда по рельсам, так и работа тяговых двигателей, генераторов, компрессоров. Всё это сопровождается шумом, который не только влияет на слух, но и изматывает нервную систему. Молодежь к нам не приходит, так как у многих нет даже представления о сфере, в которой они собираются работать и нет представления о технике. У нас тут чисто мужская работа. Вес только одной тормозной колодки — 16 кг, а тормозного башмака составляет 14 кг. Руководство АО «Казахстан темір жолы» заключило меморандум с Казахской академией транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева. В настоящее время ожидаем приезд 4 специалистов, выпускников ВУЗа. Их автоматически, без конкурса будем зачислять на работу. Одного в Кандыагашское депо, двух человек в Никельтау и еще одного человека отправим в Айтеке би. На сегодняшний день штатная численность насчитывает 570 человек. Из них почти 400 человек в Кандыагашском депо, 102 в оборотном депо Айтеке би и 69 человек трудятся в депо станции Никельтау. У нас 391 локомотивных бригад. 212 машинистов трудятся. Маневровыми тепловозами управляет только один машинист, помощника нет у него. В Кандыагашском депо 7 маневровых локомотивов и по одному в депо Никельтау и Донском. Кандыагашское локомотивое депо было создано в 2006-ом году. Оборотное депо в Айтеке би открылось в 2004 году. У нас в Кандыагаше 14 маневровых локомотивов — ТЭМ-2, в 2023 году парк нашего депо также пополнили 15 российских тепловозов, серии 2- ТЭ25КМ, также есть 16 локомотивов серии Эволюшн, это казахстанские тепловозы, созданные по американской технологии. В целом, 46-47 локомотивов, закрепленных в нашем депо. Все эти локомотивы новой серии. Маневровые локомотивы немного устарели, они советского производства. В настоящее время между РК и Китаем есть договор на поставку 100 магистральных и 100 маневровых локомотивов. По 2 локомотива уже испытывают на территории Казахстана, в городах Алматы и Экибастузе. Остальные 98 должны в этом году поставить. Так что скоро будет обновление», — поделился начальник Кандыагашского эксплуатационного локомотивного депо Турлан Бурамбаев.

КАЧЕСТВО ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Наверняка каждый из вас хотя бы раз слышал слово «депо». Поезд заехал в депо и выехал из депо или находится в депо. Мы решили узнать и рассказать вам о том, что же происходит внутри и как устроено депо. Для этого выйдя из АБК, мы направились в цех технического обслуживания локомотивов (цикл ТО-2), которое расположено в старой части города, за районным отделом полиции. Сопровождали нас профком организации Аман Жаксыбаев и начальник участка Орынбасар Кудайбергенов.

Депо играет ключевую роль в обеспечении надежной и эффективной работы железнодорожного транспорта. Его можно назвать небольшим предприятием, на базе которого производится техническое обслуживание и ремонт локомотивов. Как все это происходит мы увидели воочию. Во время прибытия в депо, мы застали рабочего за заправкой локомотива песком. Для чего нужен песок, спросили мы в недоумении? Обычно ведь заправляют топливом, водой, сказала я. Оказывается песок в локомотиве нужен, чтобы подавать его под колеса. В то место, где они соединяются с рельсами, даже если они чугунные. «Благодаря песку исключается проскальзывание или пробуксовывание колеса. Осуществляется хорошее сцепление и локомотив начинает двигаться. Песок постоянно находится в локомотике. Наша задача лишь проверить расход песка и заполнить его», — прокомментировал старший мастер по техническому обслуживанию локомотивов Нурмухан Алиев.

После того, как закончилась заправка, локомотив загнали внутрь депо, где слесари произвели техническое обслуживание, ремонт и диагностику локомотива. По словам начальника участка Орынбасара Кудайбергенова, слесаря цикла ТО-2 в депо занимается техническим обслуживанием локомотивов. Они проводят осмотр ходовой части, тормозной системы, тяговых двигателей, вспомогательных машин, трансформаторов и электрических аппаратов.-  Все это производится с целью предупреждения появление неисправностей в эксплуатации, поддержания локомотива в работоспособном состоянии, обеспечения пожарной безопасности и безаварийной работы. В одной смене здесь работают 10 человек.

На вопрос, часто ли в локомотивах бывают неисправности, Нурмухан Алиев ответил, что неисправности бывают часто. «Но мы все, что входит в работу цикла ТО 2, здесь выявляем и устраняем. То, что уже не входит в цикл ТО 2, мы уже направляем локомотив в циклы ТО 3, ТО 6 или ТО 7. Например, на данном прибывшем локомотиве один тяговый двигатель был отключен. Мы его устранили. Машинист не вправе выезжать на перегон с отказом тягового оборудования. Кстати, серьезную угрозу безопасности движения поездов, которая могла привести к крушению на железной дороге, предотвратил слесарь-ходовик Асылбек Кылышбаев», — сказал Нурмухан Алиев.

ПРЕДОТВРАТИЛ ВОЗМОЖНУЮ АВАРИЮ

Кстати, Асылбека Кылышбаева мы застали как раз за осмотром очередного локомотива и немного пообщались. Сам он родом из Байганинского района. Асылбек трудится в отрасли с 2005 года и отмечает, что его работа напрямую связана с обеспечением безопасности движения поездов. По специальности он машинист тепловоза. Воспитывает 3-х детей. Его профессионализм и внимательность, позволили бригаде локомотивного эксплуатационного депо предотвратить опасную ситуацию. За грамотные действия железнодорожник будет поощрен. «Не думаю, что это подвиг. Это наша работа и наши обязанности. Мы должны быть бдительными и наблюдательными», — скромно сказал Асылбек Кылышбаев.

НАСТАВНИК И ДРУГ

Выйдя из цеха, мы направились на технические занятия машинистов. Как говорил Генри Форд, человек всегда должен быть готов к обучению, потому что жизнь никогда не перестаёт учить. По словам председателя профсоюзного комитета, он же машинист тепловоза Амана Жаксыбаева, в Кандыагашском эксплуатационном локомотивном депо инструкторы по обучению играют ключевую роль в обеспечении безопасности и эффективности движения поездов. На них возложены задачи по обучению локомотивных бригад, наставничеству и контролю за соблюдением технологической дисциплины. Инструктора по обучению Мусатая Жангалиева, мы застали на занятиях. К нашему приходу занятия уже закончились.

Локомотивные бригады разошлись по своим рабочим местам. Мы застали лишь машиниста пассажирского поезда Ерлана Тореханова. «Сегодня не так много людей. Кто-то отправился в поездку, кто-то вышел со смены. В целом, на занятиях мы обучаем машинистов прогрессивным навыкам работы, контролируем выполнение должностных обязанностей, проводим технические занятия, проверяем знания требований инструкций. Кроме того, есть поездные инструкторы, они проводят практические занятия. Как вам известно, работа локомотивной бригады связана не только с ответственностью, но и постоянным эмоциональным напряжением. Одним из самых тяжелых испытаний, безусловно является наезд на человека, будь то несчастный случай или нарушение правил на путях. Даже если локомотивная бригада действовала по инструкции и не имела возможности предотвратить трагедию, машинисты переживают психологический шок. В таких ситуациях у нас работает психолог, который проводит индивидуальную работу с локомотивной бригадой», — рассказывает инструктор.

ТЫ В ОТВЕТЕ ЗА СОТНИ ЖИЗНЕЙ

На занятиях мы застали машиниста пассажирского поезда Ерлана Тореханова и побеседовали с ним. Ерлан Тореханов родом из Западно-Казахстанской области. Свой трудовой путь Ерлан Тореханов начинал в качестве слесаря по ремонту тепловозов на станции Шубар. «Профессиональный путь к креслу машиниста поезда начинается с должности помощника машиниста, несколько лет работал помощником машиниста, затем машинистом грузового поезда. И вот уже более 10-ти лет управляю пассажирским поездом. Управляю составов следующим из Кандыагаша до Айтекеби на поездах, сообщением Орал- Нурлы жол, Атырау-Нурлы жол, атакже Мангышлак – Астана-Семей. Ведем состав до Айтекеби, там мы сменяемся с костанайской локомотивной бригадой. В Айтеке би мы отдыхаем. И только на следующий день сменив коллег из кустанайского депо, ведем поезд до станции Кандыагаш. В чем разница вождения грузовых поездов или пассажирских? Конечно, когда за твоей спиной пассажирский состав — ответственности больше. Главная ценность — это люди. 20 вагонов людей. Хотя технически вести, к примеру, 70-вагонный грузовой состав может быть тяжелее, чем 20-вагонный пассажирский. Сама мысль, что ты в ответе за сотни жизней, накладывает огромную ответственность», — сказал он.

Как известно, машинисты локомотивов – это элита железно дорожного транспорта. Кихра ботепредъ являются высокие требования. Поговорив с Ерланом Торехановым, мы убедились в том, что путь к тому, чтобы стать машинистом тернист и непрост, ведьем удоверено самое главное – жизнь и безопасность.

ВСЯ ИСТОРИЯ НА ЛЕНТЕ

В месте с Аманом Жаксыбаевым мы наведались вотдел расшифровки. Ежедневно специалисты отдела изучают порядка 80-тискоростемерных лент и кассет локомотивов на предмет безопасности. По словам Амана Жаксыбаева, отдел расшифровки играет важную роль в ежедневной деятельности депо. Здесь анализируются результаты каждой поездки локомотивных бригад, выявляются нарушения машинистов в пути следования, в том числе временные остановки, скорость движения локомотива и другое. «Задача расшифровщика скоросте мерных лент – провести диагностику, выявить отклонения от нормы и установить диагноз, дать оценку труда машинистов и их помощников. После чего, вся информация передается машинисту-инструктору, который совместно с локомотивной бригадой проводили разбор. Вождение локомотива — это очень ответственная профессия. Это я вам как машинист тепловоза говорю. Перед выездом машинист обязательно должен проверить свой локомотив. Автосцепку, тормоза, толщину колодок, пружины, буксы и правильность регулировки воздухораспределителя. Все это – залог безаварийной поездки», — прокомментировал он.

Мы пробыли в депо три часа, прошлись по ремонтным цехам, увидели мощные локомотивы, находящиеся на осмотровых и ремонтных платформах, пообщались с рабочими и мастерами, получили информацию о работе депо. Это лишь часть того, что мы успели увидеть. Но думаю смогли передать читателю суть работы предприятия. Несмотря на нелегкие трудовые будни, руководство предприятия готовится к профессиональному празднику. Они будут чествовать ветеранов отрасли и отличившихся работников. Праздничное мероприятие намечено на 1 августа. Асель АДЕН

Связанные посты

Доступно и для лиц с инвалидностью

admin_mugalzhar

2025: В ЭТОМ ГОДУ В РАЙОНЕ БУДЕТ ОТРЕМОНТИРОВАНО БОЛЕЕ 100 КМ ДОРОГ

admin_mugalzhar

Неделя «Закон и Порядок»: около 8 тысяч человек получили бесплатные юридические консультации

admin_mugalzhar

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.