ПОСЛЕДНЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ОКТЯБРЯ В КАЗАХСТАНЕ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ КАЗАХСТАНА. В ПРЕДВЕРИИ ЭТОГО ДНЯ, ЖУРНАЛИСТЫ ГАЗЕТЫ СНЯЛИ ОДИН ДЕНЬ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ СТАЛКИВАЯСЬ С ТЯЖЕЛЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ ОБЫЧНЫХ ГРАЖДАН, ПРИХОДЯТ ИМ НА ПОМОЩЬ. У ИБАЙДЫ НУРАДИНОВОЙ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ СОТРУДНИКОМ ОТДЕЛЕНИЯ СОЦОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ, КГУ «МУГАЛЖАРСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ» — 6 ПОДОПЕЧНЫХ. ЭТО ДЕТИ ДО 18-ТИ ЛЕТ И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ НУЖДАЕТСЯ В ПОМОЩИ. ЕСТЬ СРЕДИ НИХ И ЛЕЖАЧИЕ. НАЙТИ ПОДХОД К КАЖДОМУ И ОКАЗАТЬ ЕМУ ПОМОЩЬ И ЕСТЬ РАБОТА ИБАЙДЫ ЕРТУРЕЕВНЫ.
Рабочий день соцработника начинается в 9 утра. График посещений уже составлен. За день нужно успеть оказать помощь трем деткам. У каждого из них свое время. К кому-то Ибайда Нурадинова спешит с самого утра, кто-то ждет ее после обеда. Созвонившись с ней днем ранее, мы договорились о встрече. Она нас встретила на улице Мусы Анешова, рядом с которой проживает ее подопечная Адеми. Время было 08:45. Мы вместе с соцработником пришли домой к Адеми, чтобы отвезти девочку к логопеду. Пока Ибайда Нурадинова одевала малышку, к этому времени уже подъехало инватакси. Занятие с логопедом в Центре раннего развития у Адеми начинается в 9 часов. Передав девочку в руки педагога, мы поговорили с соцработником. «Мой рабочий день начинается в 9 утра. Иногда может начинаться и раньше, если попросят родители. У меня 6 подопечных. Трое из них имеют психологические и неврологические заболевания, еще трое, с диагнозом детский церебральный паралич. Каждому ребенку мы уделяем 2 часа», — сказала соцработник.
 По словам Ибайды Нурадиновой, соцработник, занимающийся детьми с инвалидностью, выполняет широкий спектр услуг. Это социально-бытовые услуги, куда входят помощь в подъёме с постели, одевании и раздевании, умывании, приёме пищи, пользовании туалетом и передвижении. Есть также доврачебная помощь, содействие в обеспечении лекарствами и санаторно-курортным лечением. Вместе с тем, оказывается социально-психологические услуги. Это беседа, общение, мотивация к активности и оказание психологической помощи членам семей. Есть также социально-педагогические услуги, которые включают в себя помощь детям с инвалидностью в получении образования, навыкам самообслуживания, личной гигиены, поведения в быту и общественных местах. В общем, основная цель работы соцработника с детьми с инвалидностью — это обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения и максимальное раскрытие его потенциала для обучения. «Я на протяжении 18-ти лет помогаю детям социализироваться, а их родителям рассказываю, как правильно ухаживать за особенными детками и оказываю им психологическую поддержку. За эти годы многим детям была оказана помощь. У многих детей есть заметные улучшения. Были дети, которые не ходили из-за врожденного вывиха тазобедренной кости, но позже, им всетаки удалось встать на ноги. Некоторые из этих детей сейчас уже учатся в институтах. У меня была девочка по имени Аккенже, я занималась с ней 6 лет. Позже она поехала учиться в Актобе. Окончила спецшколу, сейчас продолжает обучение. Благодаря упорству и труду, есть положительные результаты. Например, к Адеми я пришла когда ей было 1 год и 8 месяцев. Тогда она не могла толком сидеть и кушать. Сейчас есть положительные изменения. Все это стало возможным не только с моей помощью, но и благодаря лечебной физкультуре, массажу, специалистов коррекционного кабинета, логопеду, а также ее родителям, которые готовы горы свернуть, чтобы если уж не вылечить, то облегчить состояние своего ребенка. Возили ребенка в Ташкент на лечение, показывают различным специалистам. Ребенок также получает массаж, ЛФК, посещает бассейн. Сейчас уже потихоньку стала произносить отдельные слова. К сожалению, среди причин детской инвалидности ДЦП занимает одну из лидирующих позиций, а дети с этим диагнозом нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре и заботе», — делится соцработник.
 По словам Ибайды Нурадиновой, соцработник, занимающийся детьми с инвалидностью, выполняет широкий спектр услуг. Это социально-бытовые услуги, куда входят помощь в подъёме с постели, одевании и раздевании, умывании, приёме пищи, пользовании туалетом и передвижении. Есть также доврачебная помощь, содействие в обеспечении лекарствами и санаторно-курортным лечением. Вместе с тем, оказывается социально-психологические услуги. Это беседа, общение, мотивация к активности и оказание психологической помощи членам семей. Есть также социально-педагогические услуги, которые включают в себя помощь детям с инвалидностью в получении образования, навыкам самообслуживания, личной гигиены, поведения в быту и общественных местах. В общем, основная цель работы соцработника с детьми с инвалидностью — это обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения и максимальное раскрытие его потенциала для обучения. «Я на протяжении 18-ти лет помогаю детям социализироваться, а их родителям рассказываю, как правильно ухаживать за особенными детками и оказываю им психологическую поддержку. За эти годы многим детям была оказана помощь. У многих детей есть заметные улучшения. Были дети, которые не ходили из-за врожденного вывиха тазобедренной кости, но позже, им всетаки удалось встать на ноги. Некоторые из этих детей сейчас уже учатся в институтах. У меня была девочка по имени Аккенже, я занималась с ней 6 лет. Позже она поехала учиться в Актобе. Окончила спецшколу, сейчас продолжает обучение. Благодаря упорству и труду, есть положительные результаты. Например, к Адеми я пришла когда ей было 1 год и 8 месяцев. Тогда она не могла толком сидеть и кушать. Сейчас есть положительные изменения. Все это стало возможным не только с моей помощью, но и благодаря лечебной физкультуре, массажу, специалистов коррекционного кабинета, логопеду, а также ее родителям, которые готовы горы свернуть, чтобы если уж не вылечить, то облегчить состояние своего ребенка. Возили ребенка в Ташкент на лечение, показывают различным специалистам. Ребенок также получает массаж, ЛФК, посещает бассейн. Сейчас уже потихоньку стала произносить отдельные слова. К сожалению, среди причин детской инвалидности ДЦП занимает одну из лидирующих позиций, а дети с этим диагнозом нуждаются в постоянной помощи взрослых, присмотре и заботе», — делится соцработник.
За беседой мы не заметили, как стрелки часов показали 09:50. Пора забирать с занятий Адеми. Пока Ибайда Нурадинова одела и вывела ребенка на улицу, к этому времени уже подоспело инватакси. Мы поехали в кабинет психолого-педагогической коррекции на праздничное мероприятие, по случаю празднования Дня Республики. В ходе данного мероприятия, ведущая рассказала деткам об истории возникновения праздника, затем ребята ответили на вопросы викторины. На данном мероприятии были подведены итоги конкурса «Күзгі бейне», по итогам которого Адеми была награждена дипломом за 1-ое место и памятным подарком. Вышли мы с коррекционного кабинета в 11:30, после чего Ибайда Нурадинова отвезла девочку домой.
В 12 часов мы с соцработником направились к ее следующему подопечному, мальчику по имени Жандарбек. Зайдя в квартиру мы увидели как обрадовался мальчик приходу Ибайды Нурадиновой. 10-летний мальчик тоже с диагнозом ДЦП. Он не может ходить, но передвигается по квартире на четвереньках, может стоять на коленях, старается быть самостоятельным. Они вместе почитали книжку, после чего соцработник сделала мальчику массаж. Во время этой процедуры, мальчик рассказывал, как провел время, какой фильм посмотрел и какие выводы сделал для себя. Наблюдая, за ними, я заметила, что Жандарбек общительный мальчик и любит быть в компании. А еще видно было что в их доме царит дружеская атмосфера, любовь и взаимопонимание. На мой вопрос, как вашу работу оценивают и воспринимают нуждающиеся и все ли идут на контакт, Ибайда Нурадинова сказала, что все зависит от человека. «Есть открытые люди, которые рады видеть помощника. Все люди разные и подход соответственно отличается. Ситуации бывают разные. Зачастую приходится оказывать помощь не только детям, но и их родителям. Говорим о том, чтобы они были сильнее, не поддавались эмоциям и панике. Как бы страшно не звучало слово «инвалидность», но люди с этим живут», — ответила она.
В ходе беседы Ибайда Нурадинова рассказала нам о трогательном моменте, который она пережила за годы работы. «У меня есть подопечный мальчик, он лежачий. Ему сейчас 10 лет. Около 4-х лет назад, с ним произошел несчастный случай, в результате чего он сломал ногу. Мы сразу же вызвали скорую, доставили ребенка в больницу. Было уже позднее время, мы в больнице еще ждали прибытия рентгенолога. За все это время, несмотря на перелом и невыносимую боль, мальчик не только не заплакал, но даже не показал и виду, что ему больно. Я была поражена и одновременно восхищена терпением и выдержкой малыша. Как бы ни было тяжело и больно этим детям. У них сильный дух и стержень», — поделилась соцработник.
Мы лишь провели полдня с Ибайдой Нурадиновой и увидели, что она не только поможет своему подопечному, но и поговорит и утешит, когда плохо. Наблюдая за всем этим со стороны, понимаешь, что в эту профессию идут люди, для которых в радость помогать и заботиться о других. Попрощавшись с нами, Убайда Нурадинова поспешила к своему следующему подопечному.
Асель АДЕН

