В городе Актобе уже на протяжении двух месяцев действует курс по обучению языку жестов для родителей слабослышащих детей. Помогает мамам особенных детей освоить сложный язык проект «Саусақтар сөйлейді». Данный проект, абсолютно бесплатно реализует общественное объединение «Молодежный центр «Жас Орен», под началом актюбинских журналистов Алии Таласовой и Нургуль Калиевой.
— Алия Абилгазизовна, Вы являетесь автором проекта «Саусақтар сөйлейді». Расскажите о данном проекте. Откуда возникла идея создания проекта? Кто его финансирует? На что и на кого он ориентирован?
— К сожалению, сегодня в нашем обществе много детей с нарушением слуха и речи. Несмотря на то, что со стороны государства слабослышащие дети находятся под социальной опекой, работа с их родителями, в том числе совместное обучение «родному языку» их ребенка, а также членов семьи, является одной из самых сложных проблем. Мы не знаем о том, как общаются родители с таким ребенком? Как они понимают его потребности, что он хочет и отчего плачет? Как можно рассказывать ему о том, что происходит вокруг? В этой связи, нами был реализован проект «Саусақтар сөйлейді». Основанием для начала и реализации обучающего курса послужил спонсорский грант Фонда Н.Назарбаева конкурса «Гармоничное развитие и счастливое детство — главный приоритет современного мира» ярмарки социальных идей и проектов. На котором мы и представили свою идею от имени общественного объединения «Молодежный центр «Жас Өрен». Конкурс проходил в апреле текущего года. В общей сложности поступило 177 проектов различных общественных объединений и неправительственных организаций. Из них было отобрано 50. Свой проект мы защитили перед членами комиссии в Алматы. Из 50 проектов, прошли отбор 10, которым Фонд и оказал финансовую поддержку.
— Когда началось обучение? И сколько времени оно длится?
— Проект стартовал 15 июня текущего года и продлится 3 месяца. Это возможность, которая дается только 1 раз. Это разовый проект. На курсе преподают два сурдопедагога. Обучение ведется в онлайн и офлайн-режиме. Учитывая занятость родителей, которые изъявили желание обучаться, обучение ведется во время обеденного перерыва и после окончания рабочего дня. Занятия проходят в свободном формате, за кружкой чая. Объясняем нюансы построения предложений для слабослышащих людей. К примеру, слово, на котором хочется сделать в предложении акцент, ставится в конце, а жест акцентируется. Родители приходят, учатся и даже экспериментируют. В ходе эксперимента, выходят на улицы города, разговаривают с людьми, интересуясь знают ли они язык жестов. В ходе таких экспериментов, становится известно о том, что многие не знают языка жестов. Кто-то во время эксперимента интересуется, просит показать значение элементарных слов, таких как привет, как твое имя, сколько тебе лет, спасибо и тому подобное. Например, были случаи когда фармацевты просили показать жесты отдельных слов, так как среди клиентов аптеки часто встречаются лица с подобным недугом.
— Есть ли желающие обучаться на курсах?
В данное время на курсах обучается 30 человек. Большинство из них мамы глухих детей и волонтёры, приходят и родственники. У нас есть одна семья, дочь которых сейчас в интернате. Так вот, у нас на курсах обучаются ее бабушка и брат, чтобы понимать и разговаривать с девочкой. Еще занимаются мама и тетя одной девочки. К нам также обращаются и изъявляют желание обучаться жители Мугалжарского и Мартукского районов. Но сейчас у них нет возможности обучаться онлайн.
— Сколько человек преподает? В чем заключается работа сурдопедагога с родителями неслышащих и слабослышащих детей?
Как все мы знаем, с детьми, имеющими нарушения слуха, с ранних лет занимаются сурдопедагоги, сначала в детском саду, затем в спецшколах, где обучают дактилю-азбуке для глухонемых. Так и у нас на курсах, сурдопедагог начинает с азов, а именно с дактильной азбуки, которая состоит из букв русского алфавита. Каждый дактильный знак обозначает букву. Одна из главных задач сурдопедагога – научить говорить, общаться с другими людьми, в нашем случае чтобы родитель мог понимать своего ребенка и наладить с ним контакт. Так что, сначала азбука дактиля, а затем и основная методика. А именно методика повседневного общения при посещении общественных мест. Для слышащих жестовый язык глухонемых – иностранный – как английский, немецкий, французский. Для его понимания необходима практика, общение с людьми. Мамы слабослышащих детей ответственны. Они учат новый для них язык по 2 часа, четыре раза в неделю, а также делают домашние задания с детьми. Через месяц после начала обучения, участницы курсов сдавали экзамен. На экзамен приходили с детьми и свободно общались. Помимо занятий, сурдопедагог снимает видео урок. У нас есть сайт «Саусақтар сөйлейді» на котором мы размещаем видеоуроки. В данном видео педагог наглядно показывает как произносятся буквы и слова, каким жестом обозначаются предметы. В данное время, вместе с сурдопедагогом в рамках нашего проекта с родителями работает психолог. Психологическая помощь родителям — это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха, так как при воспитании ребенка с проблемами слуха родители сталкиваются с множеством проблем, от них требуется самоотверженность, терпение и упорство. Среди родителей есть такие, которые не хотят себя показывать, стесняются недуга своих родителей. К примеру, мы снимаем каждый урок и выкладывает его в Instagram. В первые дни, многие родители просили не снимать их и не показывать. Поле занятий с психологом, они стали постепенно раскрываться, более тесно общаться между собой и активно участвовать в экспериментах. Сегодня, погрузившись в мир глухих, узнав его специфику и правила, родители особенных детей, участницы нашего курса не перестают нас удивлять. Они стали свободно общаться со своими детьми и подтвердили что живое общение очень важно. По их личным отзывам, с посещением курса их жизнь стала более насыщенной, у них меняется образ жизни и формируется цель – вырастить ребенка счастливым человеком. Они продолжают заниматься, ходят на занятия вместе с детьми, включились в жизнь своего ребенка и вместе с ними познают мир. Дополнительно в помощь участницам курса, мы подготовили методическую брошюру с описанием жестов, которая будет и в будущем служить шпаргалкой для них.
Беседовала Асель ДУЛАТ