В предыдущей статье (см. “Логика реформ” на сайте time.kz) мы говорили о том, что XXI век для человечества фактически наступает именно сейчас — четверть века спустя после календарного. И главными его признаками стала разбалансировка многих фундаментальных геополитических основ, заложенных во второй половине XX столетия. Мы разобрали два последовательных ответа Президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА на вызовы новой эпохи: первое — укрепление внутренней стабильности государства за счет политических реформ, второе — экономические реформы, нацеленные на адаптацию экономической системы к меняющейся реальности. Что же станет третьей опорной конструкцией Нового Казахстана?
Мост из прошлого
“Кто я? Откуда? Где страна, где мне не скажут, что я чужой?”
(Из фильма “Султан Бейбарс”, 1989)
Обычно мы рассматриваем историю человечества или нации как факт, оставшийся где-то позади и к текущей реальности — то есть к нашей личной истории — прямо не относящийся. Конечно, мы понимаем и признаем ее влияние — но умозрительно, как бы через толстое стекло, отделяющее историческое событие от непосредственно переживаемого настоящего. Но иногда прикосновение к немым свидетелям прошлого: камню, стене, треснутой чаше — вдруг разбивает глухое стекло, и мы чувствуем в себе биение живого нерва, проходящего сквозь эпохи.
Летом 2023 года по поручению Главы государства я был в Каире по случаю 800-летия великого Бейбарса — султана Египта и Сирии, победителя крестоносцев и монголов, мамлюка и бывшего раба. Центральным мероприятием визита стало открытие после многолетней реставрации мечети, построенной Бейбарсом в XIII веке, — совместного проекта Казахстана и Египта. Исторический артефакт, не теряя духовного предназначения, превратился в современное функциональное пространство, отвечающее эстетике нового времени. Понравилось архитектурное решение — актуальный микс современных технологий и древней основы, как бы перебрасывающий мост из прошлого в будущее.
Но главное впечатление — непередаваемое чувство возвращения, как будто нет пяти тысяч километров, отделяющих от дома: в знакомом орнаменте на стенах, в неуловимо узнаваемых деталях, в двухцветной кирпичной кладке, сделанной еще в XIII веке и реставрированной талантливыми мастерами. Может быть, наш великий земляк мечтал вернуться на родину хотя бы так, чтобы снова ощутить запах жусана, который он вдыхал ребенком на просторах Великой Степи.
В такие минуты ощущаешь себя частью чего-то большего, чем ты есть здесь и сейчас. Частью единого, непрерывного, живого сознания, вобравшего в себя поколение за поколением мысли, чаяния, дух, трагедии и надежды тех, кто был раньше, и тех, кто придет после тебя.
В этом смысле Великая Степь не только историко-географическое пространство, но и духовное измерение, пребывающее в коллективном сознательном. Его питают не бессознательные импульсы архаичного подполья, а общий эмоциональный опыт, рождавшийся в столкновении с другими культурами, испытаниями и победами на тысячелетнем пути. Именно здесь истоки нашей идентичности. Много веков это пульсирующее пространство расширялось, вливая миру свежую кровь, и сужалось, а его бьющимся сердцем — и географически, и духовно — всегда был и сегодня снова становится Казахстан, земля в “центре мира”, к которой мечтал вернуться Аль-Малик аз-Захир Рукн ад-Дин Бейбарс по прозванию Отец Побед.
Потому что, где бы ты ни был, в какие прекрасные края ни занесла бы тебя судьба, нет ничего дороже запаха горькой степной травы.