«Мұғалжар» аудандық қоғамдық-саяси газеті

Доходы и качество жизни населения – главные критерии эффективности государства

Под председательством Нурсултана Назарбаева состоялось расширенное заседание Правительства.

Перед началом заседания в фойе здания «Үкімет Үйі» Нурсултану Назарбаеву была продемонстрирована цифровая панель, на которой отображены информация о результатах реализации программы «Цифровой Казахстан» за 2018 год и данные Ситуационного центра электронного правительства.

Расширенное заседание под председательством Главы государства было посвящено подведению итогов социально-экономического развития Казахстана в 2018 году и определению планов и задач на 2019-й.

Президент отметил положительную динамику основных показателей по всем направлениям: практически каждая сфера в прошлом году отметилась достижениями. Экономический рост в целом составил более 4%. В торговле – 7,6%, транспортной сфере – 4,6% и промышленности – свыше 4%.

Годовая инфляция составила 5,3%. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 17,2%. Размер минимальной заработной платы вырос в 1,5 раза. Было трудоустроено около 500 тыс. человек. Новое жилье обрели 113 тыс. семей. Созданы комфортные условия для предпринимательства.

Как отметил Глава государства, хорошие темпы социально-экономического развития – результат большой работы, проведенной Правительством, Национальным банком и акимами регионов.

Вместе с тем в наступившем 2019 году необходимо приложить еще больше усилий для того, чтобы обеспечить необходимые темпы роста экономики и самое главное – благосостояния граждан Казахстана.

Качественное развитие

Говоря о предстоящей в нынешнем году работе, Президент обратил внимание на не самые благоприятные тенденции в глобальной экономике – замедление темпов ее роста, снижение мировой торговли, продолжение санкционных противостояний. Учитывая эту конъюнктуру, Казахстан, подчеркнул Нурсултан Назарбаев, должен быть готов к различным вариантам развития событий и в любых условиях не допустить снижения собственного экономического роста.

Глава государства отметил, что в прошлом году начался системный пересмотр государственной социальной политики. В рамках Пяти социальных инициатив, октябрьского Послания народу Казахстана и недавно принятого социального пакета для молодежи колоссальные средства направлены на обеспечение роста благосостояния казахстанцев.

Сегодня, сделал акцент Нурсултан Назарбаев, не все страны могут позволить себе такое увеличение социальных расходов.

– Два показателя – доходы и качество жизни – я объявляю главными критериями эффективности государства, – заявил Президент. – Работу каждого министра и акима надо оценивать по достижении этих показателей.

В ходе заседания Глава государства отдельно остановился на ходе и результатах выполнения всех программных документов.

– В Плане нации поставлена задача по формированию новой модели экономики, основанной на снижении роли государства, развитии частного бизнеса, конкуренции и верховенстве закона. Рост ВВП должен происходить прежде всего за счет повышения эффективности, производительности труда, усиления малого и среднего бизнеса. В последние годы доля МСБ в экономике остается на уровне 25–27%. Наша задача – довести ее до 35% к 2025 году и не менее 50% – к 2050-му, – сказал Нурсултан Назарбаев.

Условия для этого есть. Бизнес-
кли­мат в Казахстане улучшается, снимаются барьеры для предпринимателей. В рамках «Дорожной карты бизнеса» было выделено 385 млрд тенге, финансовую поддержку получили более 20 тыс. проектов, соответствующее обучение прошли порядка 180 тыс. предпринимателей.

– Имеется огромный потенциал для дальнейшего развития. Например, лишь объем регулируемых закупок составляет свыше 11 триллионов тенге. Эксперты оценивают возможность замещения импортируемых товаров и услуг стоимостью порядка 1 триллиона тенге внутренним производством. Вместе с тем объемы выпущенной продукции МСБ снизились в Павлодарской и Туркестанской областях. Поручаю Правительству совместно с акимами разобраться. Каждый аким лично отвечает за развитие малого и среднего бизнеса. В Правительстве персональную ответственность несет заместитель Премьер-министра Ерболат Досаев, – сказал Глава государства.

Вместе с тем, по словам Президента, доля участия государства в экономике все еще остается высокой. По программе приватизации работа завершена только по половине объектов.

– Главный императив – здоровая развитая конкуренция, – подчеркнул
Нурсултан Назарбаев. – Антимонопольная служба должна заниматься созданием конкурентных рынков и расширением бизнеса. Частный сектор должен выступить ключевым драйвером роста экономики и производительности труда. Каждый аким должен четко представлять, какой будет структура экономики региона, за счет чего будет идти развитие, какие отрасли дадут рост, обеспечат рабочие места и доходы населения.

Президент поручил акимам совместно с НПП «Атамекен» сформировать План развития каждой области, нацеленный на создание рабочих мест в контексте перспектив развития региона. Эти планы должны учитывать сильные места и укреп­лять их как якорные. Нельзя распылять средства и силы на проекты и сферы, от которых не будет большого толка.

Еще одна важная сфера – агропромышленный сектор. В частности, Президент уделил внимание вопросам экспорта сельхозпродукции, обеспечения внутреннего рынка собственными продовольственными и потребительскими товарами, контроля тарифов и цен на социально значимую продукцию.

– В аграрном секторе в 2,2 раза вырос экс­порт животноводческой продукции. Вместе с тем в структуре этого экспорта доля переработанной продукции сос­тавляет менее 30%, – обратил внимание ­Нурсултан Назарбаев. – Из 20 тысяч тонн экспорта мясопродуктов крупного рогатого скота более 70% вывезено в виде живого скота. В погоне за экспортными показателями теряем добавленную стоимость.

Обращаясь к министру сельского хозяйства, Президент поручил решить этот вопрос.

Инвестиции и финансы

Глава государства также остановился на итогах реализации программы индустриализации и вопросах привлечения инвестиций в основной капитал.

– Завершается вторая пятилетка индустриализации. Реализовано 1 250 проектов, которые сыграли важную роль в развитии промышленности. Для Третьей модернизации страны необходимо привлечение инвестиций в основной капитал на уровне более 30% к ВВП в год. В последние годы этот показатель у нас составляет менее 20%. Доля кредитов к ВВП также остается низкой – на уровне 25%. Речь идет о нехватке инвестиций в реальный сектор. Национальному банку нужно проявить активность и содействовать экономическому росту, – сказал Президент.

Нурсултан Назарбаев также подчеркнул, что Правительству и Нацбанку необходимо проводить согласованные действия, совместно выработать системные решения по обеспечению финансированием реального сектора, инфраструктурных проектов.

– В мире растет конкуренция за инвестиции. Поэтому ставится задача создать комплексную экосистему привлечения инвестиций, особенно с акцентом на инвесторов из развитых стран, – подчеркнул Глава государства. – В каждом отраслевом министерстве, акиматах, нацкомпаниях нужно закрепить конкретного заместителя, персонально отвечающего за инвестиционную работу и экспорт. Для слаженной работы необходимо выстроить эффективное взаимодействие. Мы выпускаем более 500 новых видов продукции, экспорт осуществляется в 110 стран мира. Однако мало проектов, способных реально повлиять на структуру экономики. Объем экспорта продукции высокого передела остается практически неизменным.

Привлечение инвестиций и продвижение экспорта на совещании были обозначены в числе главных задач Правительства в целом. Премьер-министру поручено лично контролировать эту работу и регулярно отчитываться перед Президентом.

Также Нурсултан Назарбаев указал на необходимость своевременного решения вопросов в финансовом и банковском секторах страны.

– Только за последние 3 года количество предприятий, находящихся на стадии банкротства, выросло почти в 2 раза, до 3,7 тысячи. Сейчас их задолженность превышает 4 триллиона тенге. Малый бизнес глубоко закредитован. Развитие бизнеса сковано долгами и недостатком собственного капитала, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

В этом контексте Глава государства сделал акцент на важности упрощения процедур банкротства и повышения их прозрачности.

Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что институт банкротства является достаточно распространенным явлением в рыночных странах. Это позволяет оздоровить экономику, поскольку несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении других субъектов. При этом Президент подчеркнул: нельзя бояться банкротства и искусственно поддерживать предприятия, неспособные выжить в конкурентных условиях.

– За 5 лет внесено порядка 30 изменений в законодательство, а ситуация не улучшается. Процедура банкротства применяется на поздних стадиях, когда финансовое оздоровление уже невозможно. Правительству, лично Премьер-министру нужно конкретно и системно разобраться в этих вопросах в разрезе регионов и предприятий, – поручил Президент.

 

Сократить долю теневой экономики

Отмечая успехи в налоговой и бюджетной политике, Президент выразил недовольство работой по выведению экономики из «тени». В качестве примера Глава государства привел сохраняющуюся разницу в показателях импорта в Казахстан, предоставленных отечественной и китайской таможнями, которая, по последним данным, составила 6,9 млрд долларов.

Глава Минфина Алихан Смаи­лов расхождение в расчетах подтвердил.

– Из этих 6,9 миллиарда долларов разницы 3,3 миллиарда – транзит через Казахстан в другие страны, его китайская сторона записывает как экспорт в нашу страну, это подтверждается сведениями по российско-китайской статистике, – сказал министр. – Еще 1 миллиард – ввоз товаров в республику через Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» гражданами Казахстана и 2,6 миллиарда – это действительно занижение декларируемой стоимости. При этом примерные потери бюджета составляют до 206 миллиардов тенге в год. Мы сейчас эту проблему комплексно решаем, с китайской стороной ведем переговоры, чтобы получать от них в электронном виде экспорт­ные декларации до того, как наш импортер будет декларировать товары.

Кроме того, по словам минист­ра, с представителями КНР об­суждается ряд других мер, результатом которых должно стать снижение потерь бюджета на 200 млрд тенге до конца текущего года.

Одной из причин сохранения «тени» в экономике Президент также указал наличные расчеты. Глава государства отметил, что есть необходимость изучить и проработать с Нацбанком установление предельного порога обналичивания денежных средств юридическими лицами.

– Наша задача – сократить за 3 года долю теневой экономики как минимум на 40%, – подчерк­нул Глава государства.

Нурсултан Назарбаев также отметил, что 1,3 млн физичес­ких лиц в стране имеют задолженность перед бюджетом по налогам на общую сумму более 17 млрд тенге, из которых 5 млрд приходится на пени. Президент напомнил, что уже поручал Правительству провести налоговую амнистию для физлиц, преду­сматривающую списание пени, если они заплатят основной долг по налогам.

Особое внимание Глава государства уделил вопросу повышения качества жизни казахстанцев.

– Я не случайно определил вопрос качества жизни государственным приоритетом. Регулярно посещаю регионы и хорошо знаю, что сейчас волнует людей на местах. Качество жизни – не абстрактное понятие. Это – жилье, образование, здравоохранение, социальная помощь, экология, дороги, общественный транс­порт, безопасность, – подчеркнул Нурсултан­ Назарбаев.

В этом контексте Президент особо отметил важность продолжения мер по инфраструктурному развитию регионов с акцентом на строительство внутриобластных и районных дорог.

Кроме того, Нурсултан Назарбаев­ сообщил, что Администрацией Президента на основе результатов социологических исследований составлена Карта проблемных вопросов страны, где в разрезе регионов обозначены системные и инфраструктурные компоненты: состояние дорог, сельского водоснабжения, больниц, школ, ЖКХ и инженерных сетей.

– Именно над решением таких вопросов нужно работать, подготовленную карту следует передать в Правительство, – поручил Нурсултан Назарбаев. – Акимы должны жить этими проблемами. И все министры должны понимать это и принимать соответствующие решения, помогать акиматам. Деньги есть сегодня и в центре, и на местах, другое дело, насколько эффективно и прозрачно они расходуются.

Второй вопрос, которому уделил внимание Глава государства в контексте повышения качества жизни, – обеспечение жильем.

– По госпрограмме «Нұрлы жер» введен рекордный объем жилья – 12,5 миллиона квадратных метров, – отметил Нурсултан­ Назарбаев. – Таких высоких темпов строительства у нас не было. Программа придала импульс расширению местного содержания, доля которого, по оценкам, превышает 85%. По программе «7–20–25» более 3,7 тысячи казахстанцев приобрели новое жилье. В то же время ввиду различных факторов еще не всем категориям населения созданы возможности для участия в данных программах.

При этом Глава государства обратил внимание на то, что некоторые регионы инициируют строительство новых жилых массивов, находящихся вдали от инфраструктуры, что повышает расходы.

– Было уже сказано, что мы будем работать по модели «люди к инфраструктуре», а не наоборот. По моему поручению был разработан Комплексный план компактной застройки города Астаны на 5 лет с учетом шаговой доступности населения к основным общественным благам и услугам. Акимы регионов должны изучить опыт, принять аналогичные планы, – сказал Президент.

Кроме того, Глава государства поручил продолжить строительство арендного жилья для молодежи в городах-миллионниках.

Вопросы образования и здравоохранения

Говоря о развитии сферы образования, Президент отметил, что в Казахстане улучшаются условия работы учителей, растет заработная плата педагогов, которые повышают свою квалификацию. Вузы в республике получили автономию, расширен охват дошкольным образованием, построено порядка 70 школ по стране, обновляются программы обучения.

Глава государства также подчеркнул необходимость обеспечения всех средних учебных заведений полноценным Интернетом и транспортом.

Президент обратил внимание на то, что система технического и профессионального образования все еще не готова к современным условиям рынка труда, около 70% работодателей, по данным опросов, не удовлетворены квалификацией выпускников ТиПО.

– Жизнь быстро меняется, новые технологии требуют новых навыков в профессии, поэтому я поставил задачу: модернизировать 20 якорных вузов и приблизить их по качеству образования к Назарбаев Университету, в каж­дом регионе взять по 10 колледжей и сделать их первоклассными, – напомнил Нурсултан Назарбаев.

Как отметил Президент, в сфере здравоохранения продолжается работа по развитию инфраструктуры, улучшению качества медицинских услуг, растет продолжительность жизни казахстанцев и рождаемость.

– Создано 16 миллионов электронных паспортов здоровья, модернизирована служба скорой помощи, – добавил Президент. – Подписан закон, по которому цены на лекарства будут регулироваться, станут прозрачными. Я поддерживаю опыт по внед­рению системы прозрачного учета лекарств, что обеспечило экономию 26 миллиардов тенге бюджетных средств. Необходимо такую работу провести и по другим направлениям.

Однако Глава государства обратил внимание на то, что население по-прежнему беспокоят качество и доступность медицинских услуг, прежде всего в регионах. Подчерк­нул эффективность проекта по запуску специальных поездов «Саламатты Қазақстан».

– В отдельных селах можно организовать передвижные пунк­ты медосмотра, – сказал Президент. – В течение трех лет поручаю решить вопрос обеспеченности служб скорой помощи автомобилями, реанимобилями. Это безот­лагательные меры, речь идет о здоровье людей! На все Правительству надо выделить 27 миллиардов тенге и закрыть вопрос.

Также Нурсултан Назарбаев поручил акимам до конца 2020 года обеспечить полное оснащение в первую очередь районных больниц и поликлиник необходимым медицинским оборудованием.

Обращаясь к вопросам социальной защиты населения, Президент дал поручение Правительству с 1 января 2020 года обеспечить рост до 30% средних размеров выплат из Государственного фонда соцстрахования лицам, утратившим трудоспособность, а также семьям, потерявшим кормильца. В ответ глава профильного министерства Мадина Абылкасымова доложила, что соответствующий законопроект планируется внести в Парламент в марте текущего года.

Говоря о защите трудовых прав, Глава государства сослался на результаты прокурорских проверок, которыми выявлено более 37 тыс. нарушений прав работников. В их числе – долги по заработной плате, нарушение безопасности условий труда, неправильный расчет оплаты, невыплата надбавок за вредные условия, дискриминация прав казахстанских граждан на иностранных предприятиях.

– Правительство, акимы и органы прокуратуры должны держать этот вопрос на строгом контроле, – сказал Президент. – Это все – лежащие на поверхности безобразия, которые нельзя позволять.

Нурсултан Назарбаев также напомнил, что главным приоритетом в работе остается вхождение Казахстана в число 30 передовых стран мира.

– Я утвердил согласно Стратегическому плану развития Казахстана до 2025 года базовые критерии эффективности нашей работы в 2019 году, – обратился Глава государства к Правительству. – Необходимо обеспечить стабильный рост экономики на уровне не менее чем 4%. Для того чтобы войти в число 30 развитых государств, в будущем нужно добиться роста на уровне 5%. Довес­ти долю малого и среднего бизнеса в ВВП до 28,2%. Обеспечить рост объема несырьевых товаров и услуг до 24,7 миллиарда долларов, производительности труда – на 12,3% к уровню 2016 года, инвестиций – до 16,8% от ВВП. В рамках инклюзивной модели роста повысить среднедушевые реальные доходы населения до 6% к показателю 2016 года.

Как подчеркнул Президент, результаты деятельности Правительства должно ощутить все население страны.

Кредитовать и… наводить порядок

Процессы, запущенные для создания новой модели экономического роста в рамках Третьей модернизации, поз­воляют обеспечить стабильное развитие Казахстана и его продвижение в тридцатку наи­более конкурентоспособных стран мира.

– Следуя Вашим стратегичес­ким установкам, в 2018 году обеспечено устойчивое социаль­но-экономическое развитие страны, – обратился к Президенту заместитель Премьер-министра Ерболат Досаев.

Подъем ВВП составил 4,1%, при этом 75% роста обеспечено за счет несырьевых секторов. Производительность труда выросла на 2,9%. Инфляция снизилась до 5,3%. Уровень безработицы находится в пределах 4,9%.

Инвестиции в основной капитал увеличились на 17%, при этом частные выросли на 22%. Активы Нацфонда на начало года составили 61,9 млрд долларов.

Основным драйвером роста экономики остается топливно-энергетический комплекс. 2018 год в этом отношении стал рекордным: добыто более 90 млн тонн нефти и 55 млрд кубометров газа. Завершена модернизация всех НПЗ, что позволит удовлетворить внут­реннюю потребность респуб­лики в бензине, дизтопливе, авиакеросине и битуме.

– Принципиально важно, что рост экономики сопровождался опережающим повышением реальных доходов населения на 4,4%, – отметил Ерболат Досаев.

Пять социальных инициатив Президента дали новый импульс. По ипотечной программе
«7–20–25» выдано кредитов на 43,7 млрд тенге. Налоговая нагрузка снижена в 10 раз для работников с зарплатой до 63 тыс. тенге. С 1 сентября увеличено количество образовательных грантов на 20 тыс. мест по специальностям, вост­ребованным на рынке труда.

Выдано свыше 14 тыс. микрокредитов на 59,5 млрд тенге, работой обеспечены более 22 тыс. человек. По проекту «Бастау-Бизнес» за 2 года обу­чены порядка 43 тыс. человек, из них 11 тыс. получили микрокредиты и открыли свой бизнес. Решены вопросы финансирования газопровода «Сарыарка».

С 1 января минимальная зарплата для 1,3 млн граждан повышена во всех отраслях экономики в полтора раза. У порядка 870 тыс. низкооплачиваемых работников заработная плата выросла в среднем на 24%.

– Задачи по развитию новых навыков и компетенций для конкурентоспособной экономики сегодня решаются по двум направлениям – это развитие современной системы образования и повышение эффективности рынка труда, – отметил вице-премьер.

Дошкольным воспитанием охвачены свыше 95% детей, растет доля частных детсадов. Продолжается по опыту НИШ переход на обновленное содержание образования. С 3-го класса школьники изучают информатику, завершено обеспечение школ цифровыми образовательными ресурсами. По итогам аттестации прис­воены квалификационные категории более чем 34 тыс. учителей, которые получили доплату от 30 до 50%.

На реализацию госпрограммы «Енбек» в 2018 году выделено 111 млрд тенге, ее участниками стали 616 тыс. человек. К единой электронной бирже труда подключены все 200 государст­венных и 51 частное агентство занятости, трудоуст­роены почти 550 тыс. соискателей. Из 2,7 млн самозанятых актуа­лизирован статус по 1,8 млн граждан, по оставшимся работа будет завершена до конца года, сообщил Ерболат Досаев.

Продолжена реализация
программы «Дорожная карта бизнеса-2020» как наиболее эффективного инструмента поддержки МСБ. Выделено около 40 млрд субсидий на поддерж­ку 1 400 проектов на общую сумму 173 млрд тенге, основам предпринимательства обучены более 21 тыс. граждан, увеличен выпуск продукции МСБ на 18,3%. Доля этого сектора в экономике достигла почти 29%.

Для дальнейшего развития конкуренции 96 компаний госсобственности стоимостью 292 млрд тенге переданы в частный сектор. Проведена инвентаризация подведомственных структур, по итогам которой будет ликвидирована 621 организация.

Снижены тарифы на коммунальные услуги, экономия для потребителей составит 40 млрд тенге.

О мерах, направленных на оздоровление банковского сектора, доложил председатель Нацбанка Данияр Акишев. В частности, по его словам, значимым событием стало объе­динение банков «Казком» и «Халык», теперь на эту финансовую структуру приходится 34% активов банковского сектора страны.

– Это нормальное явление. Во многих странах мира есть банки, занимающие более 30% всего рынка. Казахстану тоже необходим крупный финансовый институт, способный конкурировать с зарубежными игроками как на внутреннем, так и на внешнем рынке, – сказал глава финрегулятора.

Он также добавил, что продолжается работа по выводу с рынка слабых игроков, были лишены лицензии 3 банка, которые проводили высокорискованную политику и имели значительную долю связанного кредитования. Процесс их закрытия завершается.

Что касается программы
«7–20–25», то она осуществляет­ся через 8 крупных банков, представленных 128 филиа­лами, охватывающими все регио­ны страны.

Еще одно важное направление – расширение кредитования. В рамках решения задач, поставленных в Послании, запущен механизм предоставления 600 млрд тенге для кредитования приоритетных секторов экономики, определены механизмы и средства уже начинают осваиваться.

На вопрос Президента, определены ли объекты, на которые будут потрачены 600 млрд тенге, предусмотренные для долгосрочных проектов, Ерболат Досаев заверил: совместно с НПП «Атамекен» и отраслевыми министерствами (МСХ, МИИР) уточнены даже товарные позиции, которые необходимы для страны по импортозамещению либо экспорту.

– Суммы определены, банки-участники готовы, мы намерены с февраля начать активное кредитование по условиям индустриальной политики и развития АПК, – сообщил вице-премьер.

При этом Нурсултан Назарбаев предупредил: выдавать кредиты надо только тем компаниям, которые показали успешную работу и осуществляют возврат средств.

К слову, большинство предприятий, не вернувших кредиты, продолжает функционировать и сейчас, особенно это касается малого бизнеса. Многие из них несостоятельны, не имеют собственного капитала, но по-прежнему требуют новых дешевых кредитов.

– Будем давать им кредиты или будем наводить порядок?.. Возврат должен быть обеспечен, – сделал замечание
Нурсултан Назарбаев.

В связи с этим Данияр Акишев предложил провести политику очищения реального сектора по примеру финансового, вывести несостоятельные компании с рынка, реструктурировать или обанкротить, а активы передавать экономически состоятельным структурам.

Финрегулятор также предложил рассмотреть возможность прекращения господдержки низкоэффективных компаний, прямое госфинансирование должно сохраниться только за крупными инфраструктурными проектами с низкой рентабельностью, но высокой социальной значимостью.

Аграрный аспект модернизации

Важнейшие задачи по повышению производительности труда и экспорта продукции в 2,5 раза поставлены перед отечественным агропромышленным сектором. Как доложил заместитель Премьер-минист­ра – министр сельского хозяйст­ва Умирзак Шукеев, для выполнения данного поручения Главы государства пересмотрена и утверждена новая версия Гос­программы развития АПК.

Достижению поставленных целей способствуют постепенно проводимая диверсификация посевных площадей, изменение ситуации в отечественном семеноводстве, обновление парка сельхозтехники.

В прошлом году произведено 22,8 млн тонн зерновых. За годы независимости достигнут самый большой объем экспорта зерна – 11,7 млн тонн, причем цена на него сложилась на 40% выше, чем в предшествующий период.

– Самое главное – наши сельскохозяйственные товаропроиз­водители научились хорошо продавать выращенный урожай, – подчеркнул Умирзак Шукеев.

На 100% оцифрованы пахотные земли, на 50% – пастбищные. Автоматизированы 74 из 106 оказываемых министерством услуг. Действуют 54 вида субсидий.

Между тем современные технологии и техника еще используются недостаточно. Как заметил Глава государства, на полях есть целые участки, которые не дают никакого урожая, это засоленные земли.

– В других странах на таких же площадях выращивают гораздо больше урожая. А мы хвастаемся 12–15 центнерами. Земли у нас много, но мы не смотрим за ней, – отметил Президент.

Набирает обороты программа животноводства. В прошлом году было поставлено на экс­порт 19,9 тыс. тонн говядины. В 2019 году ведомство ставит задачу довести данный показатель до 25 тыс. тонн.

В контексте этой темы
Нурсултан Назарбаев обратился с вопросом к представителям аграрного сектора: когда покупали племенных быков, сколько планировали экспортировать продукции и сколько получилось по факту?

Ответ держал ответственный секретарь Минсельхоза Асылжан Мамытбеков, в бытность которого министром сельского хозяйства эта программа разрабатывалась. По его словам, «проект движется».

– В 2018 году – 20 тысяч тонн, в 2019 году ожидается около 25 тысяч тонн. Этот процесс в арифметической прогрессии будет нарастать, – отметил он.

В свою очередь Умирзак Шукеев внес ряд предложений, касающихся создания около 200 тыс. хозяйств с целью наращивания поголовья скота.

Отметил министр и необходимость создания сети оптово-распределительных центров в крупных городах (ОРЦ), которые исключают как минимум трех посредников в торговой цепочке.

– В сезон в Шымкенте морковь стоит 43 тенге, доходит до Астаны – цена поднимается до 150 тенге. Потому что много посредников… В марте будем вводить оптово-распределительный центр на 72 тысячи квадратных метров. И цены в крупных городах должны пойти вниз, – отметил глава Минсельхоза.

Нурсултан Назарбаев поручил акимам подготовить во время урожая необходимые площади, чтобы продавать продукты по стабильным ценам в зимнее время.

В зеркале рейтинга

Министр индустрии и инфраструктурного развития Женис Касымбек отчитался за реализацию трех госпрограмм: индуст­риализации, «Нұрлы жол» и «Нұрлы жер».

– Несмотря на снижение мировых цен на базовые металлы, санкции в отношении основных торговых партнеров и другие внешние факторы, по итогам 2018 года промышленность рес­публики выросла на 4,1%. Это стало возможным за счет опережающего развития горнорудного сектора и обрабатывающей промышленности. Лидерами по росту промышленности стали Атырауская, Восточно-Казах­станская, Костанайская, Акмолинская облас­ти и город Астана, – доложил Женис Касымбек.

Производительность труда в сфере промышленности увеличилась на 3,5%, инвестиции в основной капитал – на 27%. За период индустриализации введено более 1 250 объектов на сумму 7,9 трлн тенге, создано 120 тыс. постоянных рабочих мест. В нынешнем году планируется реализовать еще около 120 проектов.

Экспорт вырос почти на треть и составил 54,7 млрд долларов.

– Ваше решение о выделении дополнительных 500 миллиар­дов тенге на предстоящие 3 года придаст новый импульс развитию несырьевого экспорта. Это позволит к 2021 году нарастить экспорт продукции обрабатывающей промышленности до 720 миллиардов тенге, а количество компаний-экспортеров увеличить с 411 до 600, – подчеркнул министр.

Будет освоен выпуск около 250 промышленных товаров повседневного спроса, доля импорта по ним снизится наполовину уже в ближайшие годы.

Казахстан в рейтинге Института Фрейзера по инвестиционной привлекательности недропользования улучшил свою позицию на 49 пунктов и занял 24-е место. До 100 млрд тенге инвестиций будет привлекаться ежегодно в геологоразведку по твердым полезным ископае­мым. К 2022 году планируется внедрить инновационные и цифровые технологии на более чем 100 предприятиях ГМК и обрабатывающей промышленности.

Выросли объемы транспорт­ных услуг, транзита грузов, что говорит о формировании транзитно-логистического хаба в центре Евразии. За год отремонтировано 1,5 тыс. км, реконструировано 528 км автодорог республиканского значения.

В гражданской авиации наблюдается стабильный рост показателей. В первом полугодии планируется запустить первый национальный лоукостер Fly Arystan, цены на билеты у которого будут в 2 раза ниже, чем у «Эйр Астаны».

Что же касается самой «Эйр Астаны», то тут Президент поручил рассмотреть возможность расширить географию ее полетов, добавив маршруты в США и Японию.

Строительная отрасль, по словам Жениса Касымбека, демонстрирует устойчивые темпы роста. Показательным является тот факт, что на 1 тенге государст­венных средств, вложенных в жилищное строительство, было привлечено 6 тенге частных инвестиций. Сданы в экс­плуатацию рекорд­ные 12,5 млн кв. м жилья. Жилищные условия улучшили более 113 тыс. семей. В планах на текущий год построить 13 млн «квадратов».

В связи с этим Президент поручил МИИР увеличить местное содержание, которое, как проинформировал Женис Касымбек, в жилищном строительстве уже составляет 77%.

Перспективы регионов

На заседании Правительства о развитии своих регионов отчитались акимы: Жамбылской области – Аскар Мырзахметов и Западно-Казахстанской области – Алтай Кульгинов.

Аким Жамбылской области отметил положительную динамику роста экономики региона. В нынешнем году здесь планируется реализовать 23 инвестиционных проекта. Налажен экспорт баранины: областью экс­портировано 1,6 тыс. тонн мяса ягненка, что составляет почти половину всей отправленной за рубеж баранины.

Больше строится жилья, автодорог, оптимизирована стоимость строительных объектов. Например, если раньше новый медпункт обходился в 65–90 млн тенге, то теперь в 30–45 млн тенге.

Увеличена зарплата 39 тыс. бюджетников и 21 тыс. работников частных предприятий. Открыты 66 дошкольных организаций, решен вопрос трехсменных школ. Началось строительство пяти общежитий. Газифицирована половина населенных пунктов, работа с остальными продолжается.

В Западно-Казахстанской области, по словам ее акима, в 2018 году производство промышленной продукции составило 2,5 трлн тенге, что выше уровня предыдущего года на 600 млрд тенге. Выросли инвес­тиции в несырьевой сектор на 11%, в АПК – на 42%. В регионе растет объем экспорта в обрабатывающей промышленности, доля МСБ в РВП составила 40%, налоговые поступления выросли на 18%. Экспорт мяса увеличился на 35%.

Частными инвесторами введены 4 крупных предприятия обрабатывающей промышленности, в том числе завод по переработке шкур и макаронная фабрика.

Ұқсас ақпараттар

БІР СУРЕТТІҢ СЫРЫ

admin_mugalzhar

ҚОЙНАУЫ ТАРИХҚА ТОЛЫ – «ҚОНЖАР» БАЛАЛАР ҮЙІ

admin_mugalzhar

Бидайдың сатылымдағы бағасы айтылды

admin_mugalzhar

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.