ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ АВГУСТА РАБОТНИКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОТМЕЧАЮТ СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК. МНОГИЕ ИЗ НИХ, КАК И ГЕРОИНЯ НАШЕГО МАТЕРИАЛА УЛЖАН САКТАГАНОВА ЭТОТ ДЕНЬ ПРОВЕДУТ НА РАБОТЕ, ТАК КАК СМЕННЫЙ ГРАФИК НЕ РАЗДЕЛЯЕТ ДНИ НА ВЫХОДНЫЕ И ПРАЗДНИЧНЫЕ.
Почти 25 лет трудится приемщиком поездов на станции Кандыагаш Улжан Сактаганова. По её словам, она с первых дней поняла, насколько ответственна и значима выбранная ею специальность. Приемщик поездов, вроде само название говорит за себя. Это человек, который принимает вагоны. А вот как он это делает, я думаю знает не каждый. Приёмщик поездов – это специалист, который выполняет осмотр вагонов и поездов, то есть визуально и другими методами определяет пригодность вагона для перевозки и надлежащей сохранности заявленного груза. В любую погоду, в зной и стужу, проливной дождь и снегопад Улжан Сактаганова проходит километры вдоль вагонов, чтобы лично убедиться в том, что любое железнодорожное отправление будет доставлено получателю без происшествий. Многие даже не задумываются, насколько это непростой труд. На самом деле это огромная ответственность, дело, требующее внимательности, собранности и большого практического навыка.
Казахстан обладает разветвлённой сетью железных дорог. Протяженность эксплуатационной длины составляет 16 тысяч километров. И за этот промежуток дороги, с грузом может произойти в пути всякое. Приемщики поездов, в свою очередь производят контроль в пути следования. Они первыми встречают поезда на станции, тщательно осматривают состав, пока тот движется по выделенному для него пути. Когда поезд закрепляют на путях, приемщики приступают ко второй части осмотра. Они идут вдоль путей и ищут на вагонах так называемые неисправности, которые могут привести к потери оплаченного отправителем груза. Приемщики обследуют все. И вмятины на стенках и прочность дна вагона. Но главная проверка — это проверка запорно-пломбировочных устройств. Они должны быть целыми, а их номера точно совпадать с указанными номерами в поездных документах. По прибытию состава приемщики должны успеть осмотреть его за 1 час. У приемщиков особый подход к каждому вагону.
«Хороший специалист обязан знать слабые места под вижного состава любого типа. Учитывать особенности груза, который он перевозит в данный момент. За смену мы отправляем около 20 грузовых поездов. Если взять простой полувагон, мы на нем смотрим одно, на вагонах с цистерной мы смотрим другое. Смотрим на утечки, протечки, реагируем на запах. Здесь много разных нюансов. К примеру, при осмотре цистерны важно убедиться закрыты ли люки и нет ли течи на стенках. Если в составе есть контейнеры, то нужно проверить чтобы они были плотно закреплены на платформе. А при перевозке опасных грузов, обращаем внимание не только на целостность вагона, но и на предупреждающие знаки. Сложностей в работе хватает. Подругому быть не может, поскольку наша задача – обеспечить сохранность грузов», — рассказывает Улжан Сактаганова.
Родители Улжан не имеют отношения к железной дороге. Отец работал бухгалтером, а мама была дояркой. Сама Улжан после окончания школы поступила в Актюбинское медучилище. После окончания училища, вышла замуж и начала свой трудовой путь в туберкулезной больнице Темирского района. В 1989 году они с семьей переехали в Кандыагаш. Здесь она продолжила работать медсестрой в Мугалжарской районной больнице. Более 10 лет Улжан Сактаганова посвятила медицине. В 90-ых когда была задержка заработной платы, она была вынуждены как и многие заняться торговлей. Нужно было содержать семью, поднимать детей. Когда ситуация более или менее наладилась, Улжан Сактаганова устроилась на железную дорогу. «Мне, медработнику со стажем в начале было действительно тяжело. Мужской коллектив, где некоторые порой могли выразиться и нецензурной бранью. Для меня это было дико. Когда мои коллеги-женщины говорили что работают на железной дороге 15-20 лет, я удивлялась и про себя говорила, ужас как тут можно работать столько лет!? А сейчас вот сама проработала уже 23 года», — с улыбкой делится она.
В ходе беседы, я заметила с какой теплотой Улжан апа рассказывает о своей работе, коллегах. Так могут рассказывать лишь увлеченные своей работой люди. «Я никогда не жалела о выборе профессии. Иначе не смогла бы работать на железной дороге. К тому же коллектив на станции хороший. Вместе со мной в смене трудятся хорошие девушки. Это приёмщик поездов Гульнара Жазимова и списчик Нургуль Умбетова. Ну и, конечно же, приятно осознавать то, что обеспечивая сохранность грузов, я тем самым вношу свой вклад в безопасность движения поездов», — делится она.
Железная дорога — зона повышенной опасности и требует повышенного внимания и строгого соблюдения правил безопасности. Особую бдительность в зоне железных дорог необходимо соблюдать вечером и в ночное время суток, когда увеличивается опасность быть травмированным. В силу специфики работы железнодорожники всегда отличались собранностью и дисциплинированностью. А эти качества важны не только на работе, но и в жизни. Хорошо об Улжан Сактагановой отзываются и коллеги. Она из тех людей, на которых всегда можно положиться, говорят они.
Улжан Сактаганова в одиночку воспитала сына и дочь. Сейчас сын живет Актобе, а дочь в Алматы, растут внуки. У каждого своя семья.
«Пользуясь случаем, хочу поздравить своих коллег с нашим профессиональным праздником! Пусть все путидороги ведут нас к успеху в профессии и счастью в личной жизни. Особую благодарность хочу выразить начальнику станции Асхату Мажитову, своему бригадиру ПКО Алтынбеку Оразову, заместителю начальника Азамату Акбалееву, начальнику отдела кадров Шолпан Дуйсеновой, а также своему дяде Жаксылык Олжаш, который помог мне в выборе этой профессии и своей коллеге Рае Майсутовой, которая была моим наставникам и в свое время обучила меня азам профессии», — сказала она.
Асель АДЕН
следующий пост