Если мы серьезно обеспокоены своим здоровьем, то первым делом набираем номер скорой медицинской помощи. В предверии Дня медицинского работника, мы решили рассказать читателям газеты «Мұғалжар» о том, как проходит рабочая смена бригады скорой помощи. Журналисты газеты «Мұғалжар» провели полсмены в бригаде скорой помощи и вместе с фельдшером выезжали на вызовы к пациентам. В бригаде старший фельдшер Кундыз Нурлыбаева, фельдшер Айгуль Кишкенеева, водители Нуртай Оразов и Габит Тумышев.
С февраля 2019 года служба скорой помощи стала централизованной и относится к станции скорой и неотложной медицинской помощи, которая располагается в микрорайоне «Батыс-2» города Актобе. На станции дежурят врач-консультант и 6 операторов, которые принимают и переадресовывают звонки, в поликлиники и станции скорой помощи в городах и райцентрах области, где работают бригады неотложной помощи. Среди них и наши медики.
«Вызовы к нам поступают в обработанном виде со станции скорой помощи. Насколько экстренно будет оказана помощь, решает оператор, принимающий вызов, в ходе разговора по телефону. С первого по третий категории — это экстренные случаи, на эти вызовы бригада скорой помощи должна добраться в течение 10-30-ти минут и четвертая категория с ожиданием до 1 часа, когда нет угрозы жизни человека», — объясняет старший фельдшер бригады скорой помощи Кундыз Нурлыбаева.
В это время наш разговор прерывает поступивший вызов.
Вместе с фельдшером Айгуль Кишкенеевой и водителем Нуртаем Оразовым, который знает наизусть почти все маршруты, ведь работает на этой должности 16 лет, выезжаем по адресу. По пути к больному фельдшер рассказывает о том, что вызов относится ко второй категории срочности и время прибытия бригады скорой помощи на место вызова не должно превышать 15 минут. К данной категории относятся бронхиальная астма, аллергия, отравления, высокая температура у детей до 3 лет выше 38°С, рвота + жидкий стул с тяжёлыми признаками обезвоживания. В нашем случае, у больной все признаки отравления. На вызов скорая помощь прибыла в срок. Как оказалась обратившаяся женщина приехала днем ранее с работы. Слабость, рвота, озноб. На учете в больнице не состоит. Высокое давление, а также сахарный диабет отрицает. По словам супруга у женщины пониженное давление и слабый иммунитет. Айгуль Кишкенеева ввела больной препарат церулин. По словам медика, это противорвотное средство, способствует уменьшению тошноты, а также стимулирует перистальтику желудочно-кишечного тракта. Женщине необходима была госпитализация, но на неоднократные уговоры лечь в больницу, больная от госпитализации отказалась. Во избежание обезвоживания организма, фельдшер поставила женщине раствор натрий хлора и взяла расписку об отказе от госпитализации.
Вернувшись с вызова, я продолжила беседу с Кундыз Нурлыбаевой. На мой вопрос о том, что делать если больной отказывается от госпитализации, фельдшер ответила, что даже при таком исходе, подобные случаи не остаются без внимания. «Мы просим станцию скорой и неотложной медицинской помощи, через 3 часа сделать актив. Снова едим, осматриваем человека и если он нуждается в помощи, но также отказывается от госпитализации, мы сообщаем об этом в Актобе, старшему врачу. А вообще, госпитализации подлежат больные с острым коронарным синдромом, инсультом, травмами, а также беременные женщины независимо от срока беременности», — заверяет старший фельдшер.
На следующий выезд по 4-ой категории срочности вы уже выезжали со старшим фельдшером Кундыз Нурлыбаевой. «По четвёртой категории время прибытия бригады скорой помощи на место вызова не должно превышать 60 минут. К данной категории относятся обострения хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, острые воспалительные заболевания кожи, лёгкие травмы. Мы едим к больному именно с хроническим заболеванием», — делится медик. За 40 лет работы на скорой, Кундыз Нурлыбаева уже по адресам узнает многих своих пациентов, ведь самые частые из них — это хронические больные. Прибыв по указанному адресу, стало известно, что в квартире нуждаются в помощи 2 человека, мама и дочь. Женщина, приблизительно 65-ти лет вот уже на протяжении нескольких лет страдает пиелонефритом. Осмотрев пациента, измерив давление, проверив сатурацию, медик сделала но-шпу. Это спазмолитическое средство, помогающее при снятии болей в почках. Вместе с тем, рекомендовала женщине обратиться к участковому врачу. Записаться на прием необходимо и ее дочери. Так как у женщины в результате ушиба и растяжения наблюдается отек на ноге.
Тут же поступает еще один вызов и скорая помощь мчит нас в микрорайон «Дружба». Пациентом фельдшера скорой помощи стала 5-летняя девочка с детским церебральным параличем. «Вызов относится ко второй категории, согласно которому время прибытия бригады скорой помощи на место вызова не должно превышать 10 минут. Это когда состояние пациента представляет потенциальную угрозу жизни без медицинской помощи. В данном случае у нас девочка у которой наблюдаются судороги», — комментирует фельдшер. Прибыв на вызов и войдя в квартиру, мы журналисты опешили, так как подобное, с чем сталкиваются медики каждый день, мы не часто видим. Но фельдшер уверенно подошла к ребенку, расспросив членов семьи об особенностях организма ребенка, так как девочка иногородняя, приступила к оказанию помощи. Медик ввела девочке ректально противосудорожный препарат Реланиум, после оказания первой помощи ребенка госпитализировали.
По словам старшего фельдшера, обычно при госпитализации больного смотрять по прикреплениям, а именно в какой больнице обслуживается обратившийся. Если больной прикреплен к больнице «Шапагат», то бригада скорой помощи везет его туда. Ну, а если больной иногородний, то доставляют в районную больницу.
Между вызовами продолжаем общение. По словам фельдшера на сутки заступают 2 бригады. В бригаде скорой помощи — фельдшер и водитель. За сутки в среднем поступает 20-25 вызовов, во время пандемии доходило до 50-ти вызовов.
«Заступив на дежурство, старшим врачом станции скорой помощи, посредством ZOOM проводится 5-минутка. Все, старшие бригады скорой помощи 14-ти районов выходим на связь. На 5-ти минутках говорим о вызовах. О том, какая помощь была оказана больному. Выявляются дефекты, допущенные при оказании медицинской помощи. Например неправильно оказали помощь или что-то ненужное сделали или не доделали, задержались. Указываем причину, бездорожье или поломку машины и т.д. На табло станции скорой помощи фиксируются все выезды и время прибытия. Опозданий у нас практически не бывает. В каждой смене у нас есть старший врач. И если приехав на вызов вдруг будет что-то непонятно или какие-то сомнения, то можно обратиться за консультацией. Например сняли кардиограмму, но мы же не все делаем расшифровку ЭКГ, если мы в чем-то сомневаемся, то отправляем и спрашиваем. После присоединения станции скорой помощи к Актобе на постоянной основе проводятся обучение, семинары. Например, как провести сердечно-легочную реанимацию и как действовать в нестандартных ситуациях. Безусловно, как и в любой другой работе есть определенные сложности с которыми сталкиваются и работники скорой. В первой бригаде у нас 2 человека. Во второй бригаде 1 человек. Поэтому диспетчеры стараются сложные вызовы адресовать той бригаде, в которой 2 медика. Сейчас время отпусков, поэтому 2-ого специалиста нам дают в ночную смену. Хотя, по идее в одной бригаде должно быть 2 фельдшера. У нас не хватает фельдшеров. Работаем посменно, заступаем на сутки по 2 бригады в 4 смены. Сейчас у нас работают 11 фельдшеров. В случаях когда необходима госпитализация, на помощь приходит водитель», — делится Кундыз Нурлыбаева
Между тем, поступил вызов. В квартире одного из домов, расположенных в микрорайоне «Молодежный» с ночи лежит с острой респираторной вирусной инфекцией молодая женщина, которая жаловалась на слабость, озноб. Осмотрев пациента, измерив температуру тела, фельдшер была вынуждена госпитализировать женщину. Скорая помощь доставила пациента в фильтр-кабинет, так как задача таких фильтр-кабинетов — это выявление и изоляция пациентов, с симптомами ОРВИ. Там ее осмотрит врач и сделает назначение.
По словам Кундыз Нурлыбаевой, персонал скорой помощи работает в очень сложных условиях. «Это вызовы по бездорожью. Когда скорая не может проехать до больного и приходится идти пешком. Как вы знаете, город у нас застраивается, есть новостройки. Сложно найти адрес, на некоторых городских улицах неправильная нумерация, что создает дополнительные препятствия и из-за чего происходит задержка скорой. В моей практике был случай, когда поступил вызов, а скорая не могла проехать и пришлось идти пешком порядка 2-х километров. Добравшись до места вызова, определила женщине инсульт и ей была необходима срочная госпитализация. От дома до кареты скорой помощи пришлось женщину транспортировать на санках. Один раз пришлось оказывать помощь больной женщине, а в это время ее муж держал в руках ружье направленное на меня и говорил «Если умрет, то я тебя убью!», — поделилась фельдшер. В неординарные ситуации не раз попадала и фельдшер скорой помощи Айгуль Кишкенеева. Медик рассказала с какими сложностями приходится сталкиваться в профессии и о чем думает медик на пути к пациенту. «В моей практике бывали и случаи нападения на меня. Помнится, как-то раз приехала на вызов, а пациент оказался психически неуравновешенным. Схватив меня, приставил к горлу канцелярский нож. Оттолкнув его, я еле сбежала», — рассказывает медик.
Следующий вызов не заставил нас долго ждать. На вызов по 4-ой категории срочности мы выехали с Кундыз Нурлыбаевой. Как и во время предыдущих выездов, проходим в квартиру чтобы посмотреть, как происходит осмотр больного. Но хозяин квартиры дальше прихожей съемочную группу не запустил. Нам, ничего не оставалось, как попрощаться с фельдшером и покинуть квартиру больного. Провожая взглядом карету скорой помощи, мы переглянувшись с коллегой подумали что люди на этой работе кроме профессионализма, обладают железными нервами и терпением.
P.S.Нередки случаи когда со стороны горожан в адрес скорой помощи поступают жалобы о том, что скорая не приехала. Но проведя полсмены в больнице с бригадой скорой помощи, мы убедились воочию, что бригада скорой помощи своевременно реагирует на поступивший вызов. Работа скорой сложная, ответственная и непредсказуемая. Я познакомилась лишь с частью коллектива, но уверена, что медработники, которые не попали в мой репортаж, работают также добросовестно, как и те люди, с которыми я провела этот день.
Асель АБДАНБАЕВА
фото: Самат САПАРҒАЛИ