Г.ИМАНБАЕВА: “ПРИДЯ К СОГЛАШЕНИЮ, ЛЮДИ ПРИ ЭТОМ СОХРАНЯЮТ ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ”

0
396

Многие по своему опыту знают, что выйти из конфликтной ситуации без потерь можно, но только если удастся договориться и погасить конфликт. Но не всегда конфликтующие стороны приходят к согласию. Вот тогда им на помощь приходят медиаторы. О способах и методах применения медиации и особенностях работы медиаторов, чья работа сегодня очень восстребована рассказывает юрист и профессиональный медиатор Общественного объединения “Совет медиаторов Актюбинской области” Гульзия Иманбаева.

М: ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ И КОГДА ОНА ПОЯВИЛАСЬ В КАЗАХСТАНЕ?

Медиация – это способ досудебного урегулирования споров и решение конфликтных ситуаций с привлечением независимого специалиста, который поможет вам в переговорах. Стоит отметить, что традиция примирения не является новшеством и уходит своими корнями в обычное право казахов. Исторически роль примирителей в Казахском ханстве исполняли бии. Юридически роль бия мог выполнять любой общинник, человек, пользующийся уважением среди соплеменников, который обладал красноречием и знанием свода законов “Жеты жаргы” и норм шариата. Но говорить о том, что медиация сейчас очень широко применяется, еще рано, потому что закону всего 9 лет.

М: С ЧЕМ БЫЛО СВЯЗАНО ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА?

Принятию закона способствовало много факторов. Это и перегруженность судов разного рода спорами, поиск новых методов, подходов к разрешению спорных, конфликтных ситуаций и мировая практика.

М: НАСКОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТСЯ МЕДИАЦИЕЙ В КАЗАХСТАНЕ? ДОЛЖНЫ ЛИ ОНИ ПОЛУЧАТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦЕНЗИИ?

Медиация – это не лицензируемый вид деятельности. Но, безусловно мои коллеги прошли соответствующее обучение и имеют сертификат. Естественно, есть люди профессиональные, есть начинающие. Уверена, со временем качество будет улучшаться.

М: УСЛУГИ МЕДИАТОРОВ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ГРАЖДАНАМ НА ПЛАТНОЙ ОСНОВЕ?

И на платной, и на бесплатной основе. Бесплатно для социально-уязвимых слоев населения. Некоторые начинающие медиаторы тоже предоставляют свои услуги на безвозмездной основе.

М: В ЗАКОНЕ ЭТО НИКАК НЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНО?

Понятия прайс-листа, конечно, нет. По той простой причине, что, как и в любой организации, на разные виды услуг разные могут быть суммы оплаты. Оплата в медиации зависит от сложности спора и от количества сторон. Я считаю, что регламентировать это нереально.

М: НАСКОЛЬКО В ЦЕЛОМ ОПРАВДАНО РЕГУЛИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИАТОРОВ?

Сейчас создана Ассоциация медиаторов Республики Казахстан. Ее создали несколько Центров медиации. Одной из целей создания Ассоциации как раз и является регулирование деятельности медиаторов и Центров медиации.

М: ТО ЕСТЬ ПОКА ЦЕНТРЫ МЕДИАЦИИ В КАЗАХСТАНЕ ПО СУТИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ РАЗНОВИДНОСТЬ БИЗНЕСА?

Нет, это некоммерческие организации, которые не извлекают доход, но все деньги направляют на развитие организации. При этом медиатор может работать и самостоятельно. Он становится на учет в налоговую, и если он получает доход, он, как положено, платит налог. Это как раз контролируется, кстати. При этом говорить о том, что медиация – только благотворительность, неправильно. Люди обучаются, платят за это деньги, работают, профессионализируются, затрачивают свой труд, свою энергию. Они должны же за это что-то получать. Поэтому, да, это оплачиваемая работа, и я считаю, что это нормально.

М: КТО В КАЗАХСТАНЕ МОЖЕТ СТАТЬ МЕДИАТОРОМ?

К медиаторам в законе есть определенные требования. Это обязательно высшее образование, человек должен быть не моложе 25 лет, то есть иметь определенный опыт, высшее образование, отсутствие судимости. Естественно, для того чтобы быть медиатором, нужно иметь желание, чтобы двигаться в этой профессии, потому что, как и в любой профессии, медиация – это постоянное обучение. Медиация бывает в очень разных сферах. Навыкам медиации можно научиться, но другое дело, если человек сам по себе конфликтный, ему сложнее, конечно, стать медиатором. Работа сложная, необходимы знания.

М: А КАКИЕ КОНФЛИКТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ДЛЯ МЕДИАТОРОВ  НАИБОЛЬШУЮ СЛОЖНОСТЬ, НА ВАШ ВЗГЛЯД?

Я считаю, что самые сложные конфликты – семейные. Здесь кроме навыков нужно иметь огромное терпение. Кроме того, нужно сделать оценку рисков, финансовой стороны, правовой стороны, уметь работать при высоком накале эмоций сторон. Медиация действительно находится на стыке нескольких профессий. Я, например, не согласна, что медиаторами должны быть только юристы. Есть вещи, которые можно делать совместно с медиатором-юристом, медиатором-психологом, медиатором-финансистом.

М: КАКИХ СПОРОВ БОЛЬШЕ В ВАШЕЙ ПРАКТИКЕ?

Обычно очень много семейных споров, много обращений по коммерческим конфликтам – это отношения между собственниками бизнеса, между бизнесом и партнерами, бизнесом и поставщиками. Иногда обращаются по трудовым спорам, но меньше.

М: ВСЕГДА ЛИ ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ УСПЕШНА?

Нет, конечно. Мы рассматривает тот или иной случай. Потому что в определенных ситуациях медиация просто не возможна или неприемлема. Например, если человек недееспособен. Обращения по поводу наследства, когда истекли все возможные сроки. Или одна из сторон категорически не соглашается на медиацию. Здесь мы никого заставить не можем.

 М: КАК МЕДИАТОР ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ СО СТОРОНАМИ?

Все зависит от сложности спора. Иногда стороны приходят и говорят, что не хотят друг друга видеть. Естественно, мы имеем право встречаться со всеми сторонами конфликта. Кроме того, бывают ситуации, когда появляется третья сторона, которая влияет на этот конфликт или на принятие решения. Мы можем в дальнейшем вводить ее в процесс. Например, в случае семейного спора, если на решение одного из супругов влияет еще и мама, приходится и маму привлекать как отдельную сторону.

 М: НАСКОЛЬКО ДЛИТЕЛЕН ПРОЦЕСС МЕДИАЦИИ ОДНОГО СПОРА ПО ВРЕМЕНИ?

По законодательству, процесс медиации может длиться практически два месяца, но на самом деле эта процедура намного быстрее. Честно скажу, некоторые споры можно решить буквально за день. Иногда ведь люди просто не слышат друг друга. В этом смысле работать с коммерческими спорами значительно легче. Но тут, конечно, нужно говорить и о предварительной работе медиатора по оценке правовых, финансовых рисков, которая и занимает большую часть времени. Так называемая, фаза исследования.

М: А ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ, ЧТО ПРОЦЕСС МЕДИАЦИИ ПОТРЕБУЕТ ОТ ЧЕЛОВЕКА МЕНЬШИХ ЗАТРАТ НЕЖЕЛИ СУДЕБНАЯ ТЯЖБА?

 В каких-то вопросах – да, но я не могу однозначно ответить на этот вопрос, потому что все зависит от суммы спора. Если для обычных граждан в судах установлена небольшая фиксированная пошлина, то для коммерческих споров – это 3% от суммы.

М: ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ДРУГАЯ СТОРОНА КОНФЛИКТА НЕ ЗНАЕТ О НАМЕРЕНИИ СВОЕГО ОППОНЕНТА УРЕГУЛИРОВАТЬ СПОР ПУТЕМ МЕДИАЦИИ?

Больше всего именно таких случаев. Я всегда стараюсь, чтобы сами участники спора договаривались между собой, потому что это тоже ниточка коммуникации. Но если уж совсем невозможно, тогда мы звоним, разъясняем, иногда письмо пишем о том, что мы нейтральная сторона, что мы не заинтересованы, что не являемся представителями, что наша задача – помочь вам договориться, провести переговоры, приглашаем попробовать, прийти на первую “диагностическую” встречу.

М: А САМИ ЦЕНТРЫ МЕДИАЦИИ ЗАНИМАЮТСЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕМ НОВЫХ КЛИЕНТОВ?

Конечно. Совместно с медиаторами центра проводятся круглые столы, семинары, разъяснительные работы на предприятиях, организациях и учебных заведениях района. Кроме того, нами с начала года неоднократно были проведены дни открытых дверей, где каждый желающий мог получить необходимую консультацию медиатора и юриста, бесплатно. Вместе с тем, сегодня при нашем центре работает социальный бутик. Одни приносят сюда свои ненужные вещи, другие берут то, что им нравится. Сбору подлежат не только одежда, но и посуда, спортивный инвентарь, игрушки, сувениры, бижутерия и прочие предметы быта. Большую часть переданных вещей, мы раздаем инвалидам, матерям-одиночкам, многодетным семьям и тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Ненужные вам, но нужные кому-то вещи можно приносить к нам в офис, который расположен по адресу: г.Кандыагаш, здание маг. “Евросеть”, каждый день с 9:00 до 18:00 час., по всем вопросам обращаться по номеру 8700 115 09 55.

А.ДУЛАТ